Если так пойдет, 300 миллионов книжек о Поттере станут достоянием читателей быстрей, чем летает метла Нимбус 2003 в чемпионате по квиддичу. С выходом фильмов о Поттере – и несметного количества сопутствующей продукции типа правил игры в квиддич, говорящих шляп, летающих метел, настольных игр и волшебных мантий – поттеромания, начавшаяся вскоре после публикации первой книжки в 1997 году, нисколько не уменьшилась. Народ, безусловно, любит Гарри Поттера. Даже Ватикан – институт, который обычно стоит над схватками поп-культуры – изменил своему принципу, похвалив книги о Поттере в февральской публикации «Иисус Христос – Источник Живой Воды: Христианская критика "Нового века"». Представитель Ватикана заявил, что «они помогают детям видеть разницу между добрым и дурным».
Кажется, Гарри любят все, кроме расплодившихся в большом количестве христианско-евангелистских групп, в том числе отдельных конгрегаций и отечественных изданий. Успех серии возрос за последние пять лет вместе с яростью этих евангелистов, считающих, что популярность Поттера представляет очевидную опасность для детей. Книги о Гарри Поттере, доказывают они, возвеличивают колдовство, прославляют оккультизм, поощряют занятия черной магией – а все это отвращает впечатлительных детишек от истинного пути спасения помощью Иисуса Христа. Обратим внимание на семейное издание Citizen: Family Issues in Policy and Culture: в Family Issues опубликованы несколько статей, осуждающих книжки о Поттере, особенно выделяется статья Джона Эндрю Марри, справедливо названная «Хлопоты с Гарри» («The Trouble with Harry», июнь 2000 г.). Baptist.org, «домашняя страница всех баптистов», 27 августа 2001 года высказалась слишком уж резко, озаглавив свой материал как «Гарри Поттер и Магический камень: Почему это действительно сатанизм» («Harry Potter and the Sorcerer’s Stone: Why It Is Truly Satanic»). Даже Christianity Today, в большей степени относящаяся к мейнстриму, 26 октября 2000 года напечатала статью под названием «Опасности Гарри Поттера» («The Perils of Harry Potter»), а Christian Parenting Today в сентябрьско-октябрьской публикации 2000 года заявила, что Гарри – «сущее зло». Многие из подобных группировок занимаются распространением собственных антипоттеровских книжек. Теологический Научно-исследовательский институт Анкерберга (Ankerberg Theological Research Institute) торгует видео, которое его основатель и глава Джон Анкерберг назвал «То, что родители-христиане должны знать о Гарри Поттере», а за небольшое пожертвование вышлет вам статьи типа «Околдованный Гарри Поттером» («Bewitched by Harry Potter»).
Эти евангелисты продолжают наступление, требуя, чтобы школы и публичные библиотеки убрали со своих полок книжки о Поттере. Они участвовали в нескольких заметных судебных делах. Последнее завершилось 23 апреля, когда судья штата постановил, что окружная школа Арканзаса Седэрвиль должна вернуть книги в абонемент – это после того как для их выдачи стали требовать специальное «разрешение родителей».
Еще более устрашающий случай – когда книжки о Поттере были сожжены, на что нашлись, по меньшей мере, дюжина причин. 26 марта 2002, преподобный Джордж Бендер из Harvest Assembly of God Church, что в округе Батлер штата Пенсильвания, привлек всеобщее внимание, собрав вокруг костра свою конгрегацию, чтобы сжечь экземпляры книг Ролинг. Антипоттеровская кампания столь упорна, что, по сообщению противоцензурного комитета American Library Association, за прошедшие четыре года – с 1999 по 2002 – попыток со стороны библиотек добиться запрещения книг о Поттере зафиксировано больше, чем попыток запретить любое другое произведение или писателя. Плевать на Эминема, гангстерский рэп, голливудские фильмы про секс и видео-игры, сюжеты которых основаны на насилии: Гарри Поттер – вот реальная опасность для американских детей.
Это может прозвучать смешно, но в первый раз за всю свою публичную карьеру моралисты из Christian Right правы, по крайней мере, отчасти. Книги Гарри Поттера несут угрозу общепризнанным представлениям о социальном благополучии и нормальном психическом здоровье американских детей. Не потому что они романтизируют магию и колдовство, а потому что оказывают крайне разрушительное воздействие своими упорными нападками на повсеместно принятое знание о том, что суть «нормальное», хорошее, разумное или даже здоровое.
Короче говоря, книжки о Гарри Поттере странные (queer). Нынче принято употреблять слово «queer» в значении «гомосексуальный», однако на самом деле у него больше коннотаций. В широком смысле это слово обозначает индивидуальность, отклоняющуюся от нормы, иначе мыслящую, предательскую. В старейшем, исходном значении, согласно Оксфордскому словарю (который недавно внес на свои царственные страницы слово «магл»; см. «Word Processing», там же, 28 марта), queer значит «отклоняющийся от ожидаемого или стандартного; странный», а также «эксцентричность или нестандартность в поведении». Книжки о Гарри Потере могут быть поняты как "queer" в этом "геевском", но еще и в более широком смысле.
В начале цикла мы встречаем осиротевшего Гарри в одном доме с тетушкой Петунией, дядей Верноном и кузеном Дадли, и никто из них его не любит и не понимает. Он борется со своими ощущениями и физическими явлениями, которых он не может объяснить и которые его пугают. Одним словом, Гарри – другой, но он обречен жить в мире нормальных людей. А Роулинг делает родственников Гарри – Дурслеев – подчеркнуто нормальными: «Мистер и миссис Дурсли, жившие в четвертом доме по Бирючинской улице, очень гордились тем, что могут в любое время заявить – у нас, слава те господи, всё совершенно нормально». Дурсли отмечены этой нормальностью как символом и кичатся им, потому что, хотя у них было «все, что они хотели..., у них еще была тайна, и величайший страх перед тем, чтобы кто-нибудь ее не узнал». Тайна, конечно, заключается в том, что Гарри – сын Лилии, покойной сестры миссис Дурсли, и ее мужа Джеймса, волшебников, наделенных необычайно сильным даром. Дурслям внушает страх все ненормальное, странное и волшебное. В мире волшебников и волшебниц люди, не наделенные магическими способностями, называются «маглами» – словом, вызывающим в памяти собирательный образ тех, кто лишен воображения, скушен, зауряден, недоверчив, боится и не замечает бесконечных возможностей мира. Людей, которых любят христиане-евангелисты, пытающиеся сейчас подвергнуть книги о Поттере цензуре.
Периодическое Информационное Издание
При использовании материалов. ссылка на FederalPost обязательна При использовании материалов ссылка на FederalPost обязательна. По вопросам сотрудничества и размещения рекламы обращаться [email]info@fedpost.ru[/email]
О, бля... Ну это уже просто пиздец. Ладно, помнится, хотели закрыть все слэшные сайты, так теперь цензуру на книжки. Стопудова народ начнет бунты и демонстрации "Дайте нам Гарю!" Магия? Сатанизм? Ну это же смешно. Давайте посадим Перумова и Логинова, засудим Лукьяненко и Фрая, зашлем в ссылку Белянина. В конце концов, давайте вскроем магилу почтенного Толькиена. Ну бля дают! Тоже мне. Все ведь это проходит. Ну да, сродно биттломании, пусть даже некоторые жертвы, но все это так же пройдет и настанет время, когда тупые дети даже не будкт знать о существовании (я уже двже не говорю о Биттлах) даже о Гарри Поттере, Мальчике-который нас всех-поимел.